К вопросу о системном подходе к воспитательной работе в школе

09.10.2015

ГЛОССАРИЙ

ВОСПИТАНИЕ –  целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

СОЦИАЛИЗАЦИЯ  —  процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Проблема воспитательных воздействий в современной  школе с одной стороны, после многих лет отрицания и «оплевывания» стала вновь актуальной, а с другой не получила достаточной научной проработки и обоснования, часто не учитывает современных реалий. А если и учитывает, то с точки зрения сложившегося сегодня «виртуального» понимания жизни. Как выразился один умник « нынешняя российская школа готовит детей к жизни в обществе, которого нет». Умнику-то простительно, он считает жизнью убогую модель, созданную телевизором и давно не был в деревне или на реальном заводе. Но нам, практикам работы в средней и высшей школе, нельзя полностью повторять модель ушедшей эпохи как и бесконечно извиняясь за эту эпоху мчаться в незнаемое без руля и без ветрил. Знаем ли мы цель воспитательных воздействий? Если спросить «умника» о ведущих профессиональных качествах современного специалиста он бойко отрапортует о рыночных механизмах, знании ПК и иностранных языков. Стань «конкурентоспособным» и «успешным», чтобы «свалить» из «рашки». Когда же изучаешь позиции реальных работодателей выясняется, что на первое место они поставят умение работать в команде, коммуникативные качества, гибкую готовность переучиваться, то есть тот самый наш имманентный коллективизм. Что поделаешь — национальная черта и если комсомол не так уж плохо с этим справлялся, то сегодня как и в те времена только учебный процесс это качество не формирует.

Не будем забывать и другое. Сегодня государственная политика в сфере образования, прикрываясь красивыми словесами о «болонских процессах» и «вхождении в мировое образовательное пространство» реально готовит страну к принятию убогой модели образования после вступления в ВТО. Для сырьевого источника, транспортного коридора и «сборочного цеха» чужих производств наша  школа совершенно избыточна. Временщикам-то все равно, а нам здесь жить. Оптимизм может придать только системная теория Нобелевского лауреата Ильи Пригожина. Если закрытая система стабильна (читай — советское общество), то она хорошо поддается сильным воздействиям. Если система открыта и в нестабильном состоянии («умники» и сами не поняли, какую услугу оказали России) то она реагирует только на слабые воздействия (читай — любой школьный учитель и преподаватель вуза).

Вопрос, какие воздействия, в какую сторону мы должны оказывать? И самое главное как?

Следует все-таки разделить понятия «воспитание» и «социализация». Если воспитание как процесс формирования у новых поколений нравственных качеств, отношения к жизни, передача социального опыта и норм занимает школьный период. Строго говоря, ценности, как индивидуальные, так и всего поколения, формируются у человека к тринадцати годам. В вузе уместнее говорить о социализации – приобретении навыков взаимодействия в социуме, апробации различных социальных ролей, развитии социальных компетенций специалиста и гражданина.

Если о целях говорилось выше – громко говоря:  воспитание патриота и коллективиста, а в более прикладном аспекте – формирование социальных качеств, делающих личность не конкурентоспособной (человек должен не конкурировать, а сотрудничать; ведь даже Дарвин говорил, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший), а способной жить и работать в своей стране для своего блага, блага общества, заниматься любимым делом и хорошо за это получать, то пути достижения цели надо искать на позициях системного подхода.

Педагогическая система  включает в себя учащихся, администрацию и преподавательский коллектив. Семья, к сожалению, — в меньшей степени. Есть, разумеется, и целый комплекс других входящих элементов, «не рисуемых» на схеме. В частности — взаимодействие педагогов и учащихся. Поскольку система открытая, на нее немалое воздействие оказывает внешняя среда. Добавим также два главнейших признака педсистемы — вероятностный характер событий в системе и, второе — системообразующее звено в ней — учащийся. Можно сказать, что в полноценном смысле система не сложилась, хотя после многолетнего воспитательного провала шаги и успехи неоспоримы. Виновато влияние внешней среды и мы — поскольку не делаем усилий по противодействию ей. Администрация, замученная экономическими проблемами и бумагами, крайне редко произносит слово «педагогика», считает ученика неизменной с девятнадцатого века сущностью, а один профессор на ученом совете даже произнес: «Преподавательская масса». Преподавательское сообщество тоже ограничилось учебной нагрузкой, вычеркнуло слово «воспитание» из своего лексикона, а наиболее «предприимчивые» сделали из своей работы бизнес. Нельзя сбрасывать со счетов совершенно неоправданную, если не сказать – преступную практику «перегрузки» учителей и администрации бумагами, отчётами и «проверками».

Поэтому наши воспитательные воздействия будут более успешными, если мы будем упорно скреплять элементы системы. Тут и люди, и подходы нужны современные. Но даже при этом не забудем о главном звене — учащемся.

В нем есть инвариантные и вариативные качества. С инвариантными более-менее понятно — стабильные возрастные и познавательные особенности. Другое дело, что не все преподаватели о них имеют представление. Теперь о вариативных качествах. Совсем недавно в молодежной среде доминировала реакция «Я — плохой!», как ответ на пренебрежительное отношение государства (не общества!) к этой самой молодежи. То есть типичный старшеклассник и студент — самый обычный и нормальный человек — заключен в кокон из показного цинизма и хамства, сверху посыпанный сахарной пудрой — для взрослых и педагогов, чтобы в случае чего сказать «как надо». Легендарные комсомольские приспособленцы отдыхали на фоне нынешних «хамелеончиков». Очень важно было не путать «сахарную пудру» с реальным содержимым «кокона». А добраться до этого содержимого можно и очень часто получается. Вот только  почаще бы это делать — и на уроке, и  во внеучебной деятельности. Тогда, после свежего воздуха, не очень захочется обратно в «кокон». Нельзя не упомянуть о замене образованности информированностью, о «плоскостном» восприятии мира (продукт ТВ и компьютера), об исчезающем словарном запасе. Все это — реальность. Кропотливый труд приведет нас к успеху.

Сегодня что-то неуловимо изменилось в лучшую сторону в психологии молодёжи. Но углубился «разрыв поколений» — результат многолетнего искажения и «оплёвывания» истории, пресловутой «десоветизации». Нельзя отрицать и «успехов» на ниве «ЕГЭизации».

Есть в Москве такой интересный теоретик и практик образования – Александр Сидоркин. Заслуживают внимания многие его мысли и афоризмы:

  1. Дети учатся в одной школе и не могут сравнивать её с другими. По их мнению нельзя судить о качестве школы.
  2. Дети всегда оппозиционны школе и учителям. Важно сделать эту «оппозицию», как сейчас любят говорить «системной и конструктивной».
  3. Признак хорошей школы – «каптёрка». Это может быть лаборантская кабинета физики, комната физруков или подобное помещение. Важно, что там собираются педагоги, чтобы попить чаю, тайно покурить. Но именно там обсуждаются самые важные события школьной жизни, анализируются слухи и сплетни и принимаются решения, которые не примет никакой педсовет.
  4. Слух о мероприятии – важнее мероприятия.

Представьте: в школе решили провести вечер поэзии. Готовятся чтецы, музыканты, формируется программа.  После чего участники выпускаются на сцену, а в зал «загоняется»  «прикалывающаяся» толпа их коллег и одноклассников. Это будет последний вечер поэзии в школе.

Другой вариант. Вечер объявляется «камерным», при свечах. Каждый участник может пригласить не более двух друзей. Всё проходит великолепно и доброжелательно. Наутро по школе слух: зря вы не приходили, так «классно» было…  Кстати, совершенно реальный случай. В Балашихе, в одной из школ, перед подобным вечером тютчевской поэзии энергетики отключили свет за неуплату. Чтецы читали, музыканты музицировли при свечах. После этого дети потребовали – впредь подобные вечера проводить только в таком антураже – было «классно»!

Это, разумеется, лишь формы работы. Они могут устаревать, исчерпывать себя. Но тогда ещё и ещё раз надо вернуться к истокам — целям и задачамсоциализации, воспитания гражданина, а не оказания образовательных «услуг». Нужно оценить изменения в учениках, как центральном звене педсистемы (просится модное слово «мониторинг»), оценить особенности поколения, сменившего предыдущее. Например, в современной студенческой среде (2010 — е годы) лидером является тот, кто хорошо разбирается в «софте» и «железе». Они даже английский не очень хотят учить. (Разочаровались в реальности выезда на ПМЖ в США или реальности успеха на ниве распродажи России). А вот создать компьютерную презентацию говорящей по-английски коровы — с большим интересом. Есть смысл обратиться к концепции поколений Хоува и Штрауса, адаптированной нашими психологами (об этом ниже – статья Валерия Чумакова).

В заключение ещё одно замечание по воспитательнойпедсистеме. К фальшивой комсомольской массовости стремиться не надо. Активных пассионариев в молодёжи не более десяти процентов. Также не более десяти — неизбежной и безнадежной «отрицаловки». Надо только, чтобы чистый и теплый ветер дул от пассионариев на остальные 80 процентов. Это потом, вне школы, в вузе сработает. А затхлую вонь «отрицаловки» беспощадно подавлять. В первую очередь – духовно. После казанской сходки студентов царский министр просвещения граф Делянов прислал телеграмму: «Для спасения благомыслящих не щадите негодяев». А что, в этом что-то есть. В свете новых условий…

Статья подготовлена кандидатом психологических наук Новиковым С.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранова Т.С. Девиантное поведение подростков-трудности социализации- Психология и школа,2005,№3 с.3
  2. Бим Б. Бад Образование в контексте социализации-Педагогика,1996,№1 с.3
  3. Гера Р. Предпрофильная подготовка-составляющая успешной социализации.- Народное образование,2008,№2 с.216
  4. Губанова М.И.Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников.-Педагогика,2002,№9,с.32
  5. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума.-Педагогика,2004,№1,с.12
  6. Домбровская Е.Н.Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий.- Начальная школа,2008,№10,с.65
  7. Зарецкая И.И.Управление процессом социализации личности- инновация в воспитании- Муниципальное образование. Инновации и эксперимент.-2008,№2,с.12-17