Заказ материалов

Как развивается сознание? Возрастные и познавательные особенности

15.04.2018

Такая широкая постановка вопроса, наверное, не подошла бы для серьезной научной работы. Вопросами развития сознания занимаются давно и серьезно ученые: психологи, педагоги, философы, сейчас и программисты. Наша задача значительно скромнее — максимально популярно и интересно рассказать об этой сложной сфере, опираясь на синергетические подходы, о которых мы уже упоминали выше.

Синергетика – наука о взаимодействии, о самоорганизации сложных систем, к которым, безусловно, можно отнести и наше мышление… Только мышление? Почему-то в обществе существует такое «высокое заблуждение», что наше сознание – это, прежде всего, наш интеллект. Известно выражение Декарта: «Мыслю, следовательно существую». Наверное, поэтому система образования так много времени уделяет урокам, развивающим мышление ребенка, формирующим его аналитические навыки. Хорошо это или не очень?

Возможно, для того чтобы «существовать» по Декарту нам и достаточно было бы одного мышления. Но какие сферы сознания важны для того, чтобы жить счастливо, слышать свою совесть, развивать свою волю, творить и любить?

Давайте на основе идей «триединства» мира и синергетического взаимодействия построим модель сознания, состоящую из сензитивной, когнитивной и ценностно-волевой сфер. Говоря простыми словами – из чувств, мыслей и той сферы осознания, где формируется то, особенно дорого человеку, что представляет для него ценность.

Синергетика позволяет нам увидеть развитие и взаимодействие важных сфер сознания, рассмотреть ведущие тенденции в этих процессах, сформулировать базовые идеи «триединства» сознания, его стремления к целостности, «самостроению».

Развитие сознания справедливо рассматривать, начиная с сензитивной сферы… и далее, по часовой стрелке. Анализируя данную модель, вы самостоятельно сможете заметить, что заниматься только формированием интеллекта неправильно, не психологично. Сознание зарождается в чувствах, чувствами и питается. А если сензитивной сфере уделяется совсем недостаточно внимания, то чувства со временем угасают. А интеллект от чрезмерной нагрузки изнашивается, «засыхает», перестав получать живительную эмоциональную подпитку. Здесь важно вспомнить про замечательный «принцип доминанты» А.Ухтомского, призывающий к чередованию эмоциональной и интеллектуальной активности.

К сожалению, ценностно-волевая сфера у большинства соотечественников если и существует, то выражена она неявно. Ценности размыты и расплывчаты, готовности брать на себя ответственность за достижение важных целей не хватает… А ведь именно ценности человека дают ему силы к достижениям! Многие знают, если что-то (или кого-то) сильно любишь – всё преодолеешь, чтобы достичь. Мы уже отмечали, что нахождение смыслов и ценностей существования россиян сегодня – условие существования нас как нации.

Рождаясь, маленький человечек свои первые потребности чувствует, ощущает. Голод, холод, «дискомфорт» в пеленках – только еще зарождающееся сознание помогает малышу реагировать на появившиеся у него первые потребности, которые справедливо называют «физиологическими».  Малыш испытывает радостные переживания, видя склоняющиеся над ним улыбающиеся лица, сладко спит, укутанный, на морозном воздухе.

К сожалению, мы часто забываем, что физиологические потребности есть у каждого из нас, что все мы нуждаемся в физической активности, в свежем воздухе, в положительных эмоциях, во вкусной и здоровой пище. Всё это можно объединить известным термином «Здоровый образ жизни». Но есть одно но…

Современная цивилизация успешно зарабатывает на наших физиологических потребностях, делая из нас «зависимых гедонистов». Гедонизм – жажда удовольствий. В небольшой степени это, казалось бы, хорошо — уметь получать удовольствие от еды, от различных напитков. Но усилители вкуса делают детей и взрослых «рабами» фастфуда. Я с удивлением наблюдаю, как после полноценного питания в лагере ночью дети заваривают себе лапшу быстрого приготовления и привычно поедают её совсем не от чувства голода.

Не будем касаться здесь тяжелых форм гедонистических зависимостей – алкоголизма и наркомании. Отметим только, что сильные гедонистические зависимости практически останавливают развитие человека, губительно забирая его энергию, лишая воли к сопротивлению. Всё это важные темы, но, к сожалению, они за рамками нашего разговора.

Если вы найдете в синергетической модели оранжевый цвет, то сможете наглядно увидеть, как мышление начинает захватывать пространство внимания растущего человека. Значительно упрощая, можно сказать, что это интеллект начинает свою работу как память. В память «записываются» сильные чувства, пережитые подрастающим малышом. И если вы думаете, что в память записываются только положительные ощущения и чувства, то это не совсем так. Вернее, наоборот.

Ощущения боли и страха занимают в памяти ребенка особое, очень важное место. Это очевидно. Окружающий мир полон загадок и опасностей, можно споткнуться, порезаться, обжечься… А как страшно ночью в темной квартире отправиться в туалет))!!. И радоваться по возвращению, что тебя «не сожрали»)).

К чему будет стремиться маленький человек, испытывающий страх и боль?? Находиться в безопасности. Потребность не испытывать страх так же важна для всех нас, как и потребность быть сытым и здоровым.

Но кто помогает маленькому человечку избавиться от страха, почувствовать защиту? Конечно, это его родители. Это потребность в принадлежности к своей семье, к тем, кто о тебе заботится, защищает тебя от опасностей этого пока еще страшного и загадочного окружающего мира.

К сожалению, не все родители понимают важность безопасности и принадлежности для маленьких детей. Особенно это актуально для детей в начальной школе, где после теплоты и заботы детского сада ребенок попадает в жесткие образовательные рамки.  Программа начальной школы, на мой взгляд, бессистемна и перегружена, что (вдвойне!) создает ситуацию постоянного стресса и цейтнота как для ребенка, так и для родителей. Если это делается целенаправленно, то это не имеет ничего общего с традициями российской педагогики и психологии.

Особо хочется сказать о детях, в семьях которых по разным причинам отсутствует «принадлежность и безопасность». Как следствие такого неблагополучия, в их сознании будет накапливаться страх от мнимых и реальных опасностей, неуверенность в себе. Ведь страх – антагонист развития ребенка. В этих условиях объективно вырастает роль классного коллектива, способного хоть отчасти компенсировать недостающее семейное тепло и заботу.

Рассказ будет неполным, если мы не скажем, что с безопасностью и принадлежностью тесно связана потребность ребенка (да и каждого из нас!) быть любимым. Мы живем в непростое время, когда любовь на планете подвергается девальвации, обесценивается.  Современный лозунг на западе «бери от жизни всё», «нет ничего важнее тебя и твоих желаний» породил трансгендерные отношения, однополые браки. Философия западного «постмодернизма» утверждает, что нет различия между мужчиной и женщиной, нет различия между добром и злом. Пусть каждый из читателей сам сформирует своё мнение на этот счёт.

Один мудрый человек сказал, что у человека все органы – парные. Руки, ноги, глаза. Даже сердце. Но сердце обязательно должно найти свою половинку, с которым будет стучать в резонанс, которое будет слышать даже на расстоянии. Сердца мужчины и женщины объединяются, чтобы дать жизнь третьему сердцу. И это третье сердце очень нуждается (особенно вначале!) в том, чтобы чувствовать любовь и заботу.

Мой призыв к родителям: давайте проявлять свои чувства в семье, давайте делиться эмоциями, говорить о своих чувствах, ласково обнимать своих близких. Повторюсь, это так же важно, как быть здоровым. Это даёт здоровье! От недостатка принадлежности и любви дети болеют. Они считают, если мама и папа не рады их существованию, значит они (дети) плохие, недостойные своей семьи. Так начинает накапливаться у ребенка необоснованная обида на самого себя, недовольство собой. А это опасная дорожка к неврозам, психозам, пограничным состояниям…

Страх – антагонист развития. Без теплых доверительных отношений в семье мотивация ребенка к дальнейшему развитию резко снижается.

Если сознание развивается благополучно, ребенок здоров, обласкан (но не избалован!), наступает активная фаза формирования его мышления, развития когнитивных процессов сознания. Ребенку нравится думать, решать задачи, абстрагироваться к более обобщенным понятиям. Да, мышление развивается в деятельности. Но не только учебной.  Мальчишкам в этот период катастрофически не хватает разнообразных видов практической деятельности. Им нужны костры и палатки, морские узлы и навыки первой медицинской помощи, выживание в экстремальных ситуациях. Они закономерно скучают на «девочковых» уроках.

В этот период у ребят отчетливо выражена потребность признания результатов их деятельности. На основе такого признания рождается и долгожданное самопризнание, самоуважение. Ведь, если меня похвалили, то теперь я могу и сам себя похвалить! Как важно в этот период находить слова поддержки проявляемой ребятами активности, как на уроке, так и за его пределами. За что сегодня в школе можно похвалить мальчика, юношу? За то, что хорошо прибрался в классе, протёр доску мокрой тряпкой?

А если в школе не хватает видов деятельности и ситуации успеха, признания, то догадайтесь, где ребята будут искать самоутверждения? Да, на улице, за углом школы, или в сети интернет. Недостаток самоуважения рождает такие грустные последствия как «неуверенность в себе», пресловутый «комплекс неполноценности», к сожалению, достаточно распространенный в нашем обществе.

Один из самых интересных и ответственных периодов взросления, а значит и развития сознания – старшие классы. Мнение сверстников теперь важнее, чем мнение родителей. У юношей и девушек появляется своя музыка, свой юмор, свой сленг, на котором они с полуслова понимают друг друга, свои места «тусовок» в социальных сетях. Так зарождаются ценности нового поколения. Наши привычные попытки контролировать поведение вызывают протесты и негодование, а, возможно, и конфликты.

Как можно попытаться сохранить влияние в этот сложный период взросления, если контроль уже не работает? На наш взгляд, важно сохранять с ребенком эмоциональный контакт, больше разговаривать с ним, интересоваться его мнением, подробностями его встреч с друзьями, поездок в лагеря.

Это важно делать, чтобы понять, в том числе, с кем общается ваш ребенок, чем увлечен. Мы слишком много внимания уделяем тому, с кем играет наш малыш в песочнице в три года и почти не интересуемся кругом общения ребенка, когда ему 13-15 лет.

Что поделать, наступает возраст, когда ребенку предстоит сепарироваться (отделиться) от семьи и вскоре начать свою взрослую жизнь. Наступит время, когда рядом с ним не будет взрослых, не будет возможности подсказать или предупредить. Важно научить его отстаивать своё мнение, уметь сказать «нет».

В погоне за баллами пресловутого ЕГЭ мы упустили из виду, что старшие классы школы – это возраст жизненного самоопределения, поиска своего призвания, выбора дела всей жизни. И, хотя экономические уклады стремительно меняются, и профессию на всю жизнь можно представить только в легковесной педагогической книжке, но качество «субъектности» — важнейшее для каждого человека, позволяющее ему адаптироваться в любых меняющихся условиях.

Человек как субъект – это носитель активности, человек, который знает, чего хочет добиться, намечающий пути к своей цели и прикладывающий все свои силы, а главное – волю и характер – для достижения намеченного.

Поэтому возраст старших классов школы – это время поиска своего призвания, раскрытия способностей и выбор на основе этого будущей профессии. Известную русскую поговорку с полным правом можно переиначить следующим образом: «Скажи мне, какую работу ты любишь, какое у тебя любимое дело, и я скажу – кто ты».

Важная черта «любимого дела» — оно должно быть востребовано окружающими, то есть приносить людям благо, пользу. Моё личное наблюдение заключается в том, что если люди делают свою работу с любовью, они всегда востребованы. И наоборот.

Как определить, что этот вид деятельности предназначен тебе? С одной стороны, возможно, есть вид деятельности, который вызывает у вас определенный страх. Это может быть связано с тем, что в глубине души у вас уже есть понимание важности этого дела, но есть и высокие требования к его выполнению, тревожность за возможный первоначально низкий результат. Не случайно говорится, что важно идти навстречу своему страху и «улыбнуться ему». Вторым критерием будет радость и удовлетворение от выполняемой работы, когда заниматься чем-то тебе очень нравится. Кстати, субъектность и предполагает, в нашем понимании, нахождение в жизни «своего дела», дела, которое тебя радует, тебе нравится, ответственность за этот выбор.

Сегодня, когда Россия ищет новые идеи, способные вдохновить нас на движение вперед, на развитие всех сторон нашего общества, прежде всего, разумеется, экономики, идея раскрытия призвания, способностей, таланта каждого ребенка, содействие в выборе им профессии по душе –  та идея, которая способна консолидировать общество вокруг заботы о детях?

Либерализм навязывает нам представление о том, что образованные граждане представляют опасность для государства, что демократия возможна в обществе с невысоким уровнем образования и культуры, потому что демократия подразумевает элемент манипулирования сознанием избирателей.

Не будет большим преувеличением сказать, что время этой ложной демократии прошло. «Государство сильно сознательностью масс», — говорил один известный классик прошлого века. Мой сорокалетний педагогический опыт показывает, что воспитание ответственности и инициативы, умения работать в команде, ставить перед собой цели и достигать их, а также многое другое, делает человека не просто успешным. Это дает нашему воспитаннику понимание, что результаты его труда и уровень его благосостояния в большинстве зависят от него самого. И десятки тысяч воспитанников, прошедших через наши программы за это время, лишь подтверждают этот тезис.

Страна, как и вся планета, вступила в эпоху стремительных перемен, которые не описаны пока ни в одной из научных концепций. В этих условиях воспитание субъектной позиции личности россиян является не просто перспективной педагогической идеей, но ценностью для выживания нас как нации.

Ведь человек, нашедший своё дело, находит не только экономическую свободу, признание и безопасность. Он находит подлинного себя, находит смысл своего существования, видит в себе творца. Неслучайно среди таких людей очень много верующих, находящих в своей работе проявление помощи свыше. Ограничусь в этом кульминационном месте лишь фразой, что высшие силы существуют, но помогают они лишь тем, кто любит и творит. Ведь это они могут сполна! Остальные же могут сомневаться или не беспокоиться.