Нужна «педагогическая мобилизация»

15.04.2018

В нашем обществе существует устоявшееся убеждение, что все мы одинаково хорошо разбираемся в политике, педагогике и футболе. Сложно утверждать про политику и футбол, но многие согласятся, что с нашими детьми, а значит и с нашей педагогикой, в последнее время происходит что-то не то.

Дети, детская среда стремительно меняется, и не всегда в лучшую сторону. Отчасти это связано с лавиной агрессивной информации, поступающей в несформированное детское сознание через многочисленные гаджеты. Отчасти это результат необдуманных реформ образования, всё подчинивших сдаче пресловутого ЕГЭ, отодвинувших вопросы воспитания на уровень многочисленных бумажных отчетов вместо системной внеурочной работы.

Родители справедливо бьют тревогу, стремясь как-то помочь своим детям, пытаясь найти пути выхода из сложившейся ситуации. Вот тут и приходит понимание того, что современных педагогических знаний большинству родителей катастрофически не хватает. И специальной литературы по воспитанию в семье практически нет.

Но, так уж получилось, что сегодня именно на семью у нас главная надежда в деле воспитания. Стратегия развития воспитания в России до 2020 года выдвигает как приоритетную задачу объединения воспитательного потенциала школы и семьи, привлечение родителей (мам, пап, бабушек и дедушек) к организации воспитательной работы. Это в особенности важно в условиях заорганизованности школы, перегруженности педагогов, классных руководителей бесчисленными отчетами, лишающими их возможности систематически заниматься внеурочной воспитательной работой.

Основную долю детской активности сегодня канализирует телевидение, компьютерные игры, социальные сети, активно воздействующие на несформированные еще детские чувства, эмоции, представления. Причем, этот поток эмоциональной информации так велик, что его воздействие нарушает (разрушает) формирующуюся картину мира ребенка. Многие из нас знают эту характерную негативную реакцию детей, когда у них отбирают гаджет. Это и понятно. Информация в гаджетах ярче и динамичнее, чем окружающая детей реальность. После «грёз Голливуда» нас погружают в ещё более пугающую виртуальную реальность, из которой выхода подчас просто нет.

Можем ли мы, взрослые, что-либо противопоставить этому «компьютерному монстру», который подобно наркотику, разрушает формирующееся сознание маленького человека? Понимаем ли мы степень опасности, нависшей над наши детьми и подростками?

Уверен, что многие из читающих эти строки хотели бы помочь своим детям лучше адаптироваться в сложных условиях современной жизни, понимают важность гармоничного и творческого развития личности своего ребенка, но не имеют знаний и опыта  воспитательной работы, то есть не знают, как это сделать?

Настало время нам осознать, что именно семья обладает в воспитании детей поистине уникальными возможностями. Осознать и мобилизоваться.

Однако, с чего начать? На что опереться? На какую помощь родители, а также «старшее поколение» – бабушки и дедушки, могут сегодня рассчитывать в деле воспитания?

Для вас, неравнодушных родителей, мы разработали проект большой игры для детей и взрослых «СОДРУЖЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ», главная задача которого, говоря проще, вернуть детям роскошь живого общения, а также реальных героев.

Кто мы? Мы – это команда ученых и практиков педагогов и психологов, а также художники, дизайнеры, компьютерные и интернет-специалисты. В нашей команде есть даже композиторы и писатели. Что у нас получилось – судить, конечно, вам. Но скажем честно, в этот проект мы вложили свою душу, нашу любовь к детям, к нашей стране (как бы пафосно это ни прозвучало для кого-то). Ведь проблемы в России прежде всего «педагогические», а значит решаемые.

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующую общность, становились носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживали и сохраняли передаваемые традиции и нормы жизни, культурные коды, лежащие в основе поведения человека. Сегодня важно рассматривать воспитание как важный фактор в преодолении духовного, а в конечном итоге — и экономического кризиса России.