Реабилитация воспитания

25.12.2015

Мы продолжаем публиковать статьи нашего друга, коллеги, соратника, Сергея Владимировича Новикова. Очередная его статья в теме прошедшего Госсовета при Президенте РФ.

«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно»

Л.Н. Толстой.

Как видите, гении тоже иногда мастерски умеют нести ахинею. Что имел в виду Лев Николаевич? Что человек должен расти, как трава? Что никакие образцы недопустимы? Но ведь само слово «образование» означает — формировать человека по образу и подобию Божьему. Аналогичное английское «эдьюкейшн» — буквально переводится как «вытягивание». От латинского слова «эдукери». Древние педагоги считали, что в каждого человека боги заложили знания при рождении. Задача педагога «вытянуть» их на поверхность. Не тут ли «собака порылась»? Наше «образование» — суть производная от обучения и воспитания. А что такое «воспитание»? Л. Выготский ещё в 1926 году написал: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать никого… Можно только воспитываться самому. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Ага! Значит, существует какой-то таинственный «воспитатель», и он всё-таки направляет деятельность воспитуемого. Так что же делать сотрудникам образовательного учреждения, не обременённым гениальными мыслями? Воспитывать и социализировать. (Подчеркиваю, что мы ограничиваемся рамками образовательного учреждения, не углубляясь в сферы семейного и общественного воспитания). Здесь и далее будем опираться на определения и мысли Ю.Г. Фокина, профессора Бауманского университета. Очень рекомендую прочитать его книгу «Преподавание и воспитание в высшей школе».

Воспитание — специальная деятельность сотрудников образовательного учреждения, направленная на становление у субъектов образования системы убеждений, нравственных норм и других качеств личности, предусмотренных получаемым образованием.

Социализация — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей.

Тут надо упомянуть, что воспитание, строго говоря, заканчивается к 13 годам, то есть к этому возрасту основные личностные ценности и ценности поколения сформированы. Далее начинается социализация (особенно в вузе). И происходит она и на лекциях, и во внеучебной деятельности. У нас и управление так называется — «внеучебной работы», а не «воспитательной». В англо-саксонских университетах до 80% студентов занимаются общественной деятельностью, и правильно делают. У нас — от силы 2—3%. Наша социализация происходит в рамках учебной группы (каковой у американцев просто нет). И если человек плохо проходит школу социализации, получаются печальные примеры, когда свою «успешность» люди могут демонстрировать только в «Одноклассниках». Офисный планктон и торгаш даже сейчас всегда чувствует свою ничтожность рядом с однокашниками, ставшими главными конструкторами и главными инженерами ракетных заводов. Иначе зачем бы «новые русские» отправляли своих детей в лучшие университеты? Чтобы их там «лохами» сделали? Это, кстати, один из побочных продуктов педагогики, о котором не принято писать в учебниках: второсортные должны чувствовать, что они — второсортные. Но к чему в глобальном смысле должна привести социализация «первосортных»?

Есть такое слово — «менталитет», исходно означавшее — относящийся к мышлению. Теперь ему придали более глубокий, философский смысл, а в варианте «российский менталитет» — ещё и ругательный. Мол, плохой у нас менталитет, вот потому всё и плохо. Вот привить бы нам европейский — и всё было бы хорошо. Некоторые верят и даже пробуют. Можно ещё пробовать мочиться против ветра. С тем же результатом. Не пробовали сменить цвет глаз? Вот так же и с менталитетом. Он формировался тысячелетиями, благодаря именно ему мы ещё живы, он пропитывает, как и кровь наших предков, нашу землю и разлит в воздухе. Для субъектов без корней, у которых «России только двадцать лет» он, конечно, плохой. Но мы не интересуемся их мнением. Менталитет – это и «исходные условия», в которых происходит развитие личности и воспитательный результат

Менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы к действию. Это сложное, интегративное качество. Это наш союзник в воспитании и формировании будущих поколений. И это то, что явится результатом наших воспитательных усилий.

Признаки российского менталитета:

 

  • уживчивость

  • организованность и упорство

  • боеспособность, умение подчинять личность целому

  • выносливость в борьбе

  • преданность делу

  • правдоискательство, справедливость

  • доброта, гуманизм, подвижничество (духовность)

  • общинность, традиционность, открытость (народность)

  • патриотизм, державность

Я бы добавил — недовольство своим менталитетом. Другие народы к своим менталитетам претензий не имеют. Есть, разумеется, отщепенцы, духовные проститутки и просто предатели, которые сумели «преодолеть в себе раба» и ринулись в «общечеловеки». Бог им судья. А судья Он — неизбежный и неподкупный.

Есть ещё одно достаточно затёртое слово — интеллигентность. Понимаемое как нечто неопределимое, чисто русское, мятущееся, иррациональное, одним словом опять плохое . Ну а творчество быдла об «интеллигентах плешивых» — без комментариев. Слово «интеллигентность» в 60-х годах XIX века придумал литератор Боборыкин и имел в виду вполне определённые признаки интеллигентности:

  • обострённое чувство справедливости

  • приобщение к богатствам мировой и национальной культуры

  • усвоение общечеловеческих ценностей (знать бы ещё, что это такое)

  • следование совести, а не внешним обстоятельствам

  • тактичность и личная порядочность, исключающая нетерпимость в личных, межнациональных, межрелигиозных отношениях

  • способность к состраданию

  • идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию

  • идеальная потребность познания

  • упорство в достижении истины

  • бескорыстное служение истине и народу

Как видите, ничего страшного и совсем не больно. Если у вас есть хоть 70% приведённых качеств, то всё в порядке, совершенствуйтесь дальше. Не меньший процент можно обнаружить и у части нынешних старшеклассников и студентов. Удалось ли «иным» «обыдлить» потенциальных интеллигентов? Весьма и весьма удалось. Оттого у нас так велик слой тех, кого Солженицын называл «образованцами». Очень любят «косить» под интеллигентов. Но готовы нести любую антинародную ахинею, лишь бы выглядеть либеральными и свободомыслящими. Лучше, чем Анна Ахматова не скажешь: «Я всегда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ты не с народом, ты «спасаешь свой талант» — называй себя интеллектуалом, яйцеголовым, креаклом, но не марай слова «интеллигент». Антон Палыч Чехов обидится.

А мы с вами, интеллигентные люди, разберём инструменты воспитания:

Изучение норм поведения — задача, предшествующая воспитанию; нельзя соблюдать то, что неизвестно. Воспитуемый должен знать «правила игры»

Требование — соблюдение норм поведения при многократном повторении формирует навыки поведения и общения. Считается, что 14-кратное повторение педагогического требования приводит к его автоматическому исполнению

Разъяснение — выделение в изучаемом особенностей, непосредственно касающихся субъекта, их социальных последствий и значения.

Убеждение — воздействие на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. Убеждение — это работа логики. Если она не развита — лучше прибегнуть к эмоционально-волевому воздействию. Самое смешное, когда мамочка «убеждает» четырёхлетнего карапуза. Он логику ещё не способен воспринимать.

Приучение — создание повторяющихся ситуаций, требующих соблюдения норм в условиях скрупулёзного контроля действий. Хотите, чтобы ваши лекции начинались минута в минуту? Ровно в девять сорок закройте дверь аудитории изнутри — и не обращайте внимания на жалобные мольбы опоздавших впустить «хотя бы забрать сумку». В следующий раз будут на месте за десять минут до начала. Максимум через два раза.

Поощрение — одобрение воспитателем или стимулирование положительных эмоций при выполнении требований.

Порицание — обращение внимания на негативные стороны поступка или неодобрение его воспитателем

Наказание — принуждение к выполнению действий по ликвидации последствий неодобряемого поступка. Физические и унижающие личность наказания недопустимы.

Не путайте наказания с репрессиями. А-то — накажу.

Немодно? Несовременно? Не совпадает с идеологией «бабло побеждает зло»?

Разумеется. Но мы же говорим о формировании будущих поколений, а не мелкой возне политических временщиков. Наш хронометр идёт правильно, это просто время остановилось. Временно…

Враг будет разбит! Победа будет за нами!

Статья подготовлена кандидатом психологических наук Новиковым С.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Административное управление воспитательным процессом / сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.

2.    Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3.    Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.

4.    Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

5.    Белобородов, Н. В. Воспитательная роль классного коллектива: методическое пособие / Н. В. Белобородов. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.

6.    Блохина, Л. А. Методика воспитательной работы в школе / Л. А. Блохина. – М.: Российское педагогическое агентство, Брянск: «Курсив», 1997. – 156 с.

7.    Брюхова, В. М. Партнерство семьи и школы / В. М. Брюхова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

8.    Воробьев, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьев. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.